В гостях у Абая Кунанбаева

Руководство компании «Әдемі — Ай» с рабочим визитом побывало на урочище Жидебай расположеный в 178 км от города Семей на территории Абайского района. В целях изучения народных традиции и духовных ценностей, а так же поиска материала для новых сувениров с национальным колоритом, Директор нашей компании Бахаргуль Толеген побывала в доме – музее Абая Кунанбаева.  Свое название местность получила от имени человека, впервые обосновавшегося здесь еще до прихода Ускенбаевых — Кунанбаевых.

В 1840 году здесь поселяется Кунанбай Ускенбаев, отец Абая. Когда брат Абая — Оспан подрос и обзавелся семьей, Кунанбай передал ему свою зимовку, а сам переселился в урочище Акшокы.

В 1945 году к 100-летию Абая зимовка была реорганизована в дом-музей. Полностью же она была восстановлена к 125-летию Абая и дополнена литературной экспозицией к 150-летию поэта. Экспозиция дома-музея расположена в 5-ти комнатах и 2-х коридорах.

Столовая комната. Из первого коридора посетитель попадает в столовую комнату. Она просторна, окна выходят на восток. С левой стороны от входа размещена печь, имеющая куполообразный верх. В ней установлены два казана. Один большой, в нем варилось мясо, другой поменьше — для легкой пищи. Оба казана закрывались деревянными крышками. Куполообразный верх печи предохранял комнату от пар

а.

Жидебайский период творчества. В урочище Жидебай прошли последние 10 лет жизни поэта. Они были наполнены плодотворным писательским трудом. В Жидебае, написаны 75-76 лирических стихов Абая, в которых нашли отзвук события личной жизни поэта. Им были написаны 27 из 45-ти «Слов назидания», осуществлены переводы произведений Лермонтова и Крылова. Жидебай для Абая был источником поэтического вдохновения и философских раздумий.

Гостиная комната. Из второго коридора посетитель попадает в гостиную комнату. Она не велика по размерам, но очень уютна. Пол здесь устлан постилочными коврами — сырмак. А на стене — ворсовый ковер. Среди экспонатов можно увидеть старинный музыкальный инструмент — кобыз.

Рабочий кабинет. Здесь поэт работал, читал, писал стихи. Вся обстановка комнаты сохранила ту творческую атмосферу. В центре комнаты  — низкий круглый стол, покрытый вышитой скатертью. На столе — карманные часы, которые отсчитывали время поэту, табакерка, чернильный прибор, гусиное перо. Кажется, что еще не высохли чернила на рукописи Абая «Несколько слов о происхождении казахов». Здесь же, рядом с рукописью — национальная игра —тогуз кумалак. Традиционное казахское убранство в этой комнате сочетается и с европейской мебелью: шкаф, письменный стол, кресло, зеркало, настенные часы, в шкафу — любимые книги. Произведения восточных поэтов соседствуют с произведениями русских классиков, энциклопедиями. На письменном столе — настольная лампа, шашки, шахматы и книги — спутницы всей его творческой жизни.

Передняя комната. Слева на стене находится такия — головной убор Кунанбая, привезенный им из Аравии во время паломничества в Мекку. Она передана в музей правнуком Абая — Багфуром Акылбаевым. На стенах фотографии: Абай с сыновьями Акылбаем и Турагулом, Абдрахман — средний сын Абая, Оспан — младший брат Абая. Здесь же находится казахская деревянная кровать с убранством. Посредине — круглый стол на низких ножках, покрытый скатертью. На столе — кумысный набор, отделанный серебром. Возле печи большой медный таз, кумган, полотенце с вышитыми краями. В углу — ружье трехствольное (охотничьим ружьем центрального боя Абай был награжден Западно-Сибирским генерал-губернатором бароном Таубе в 1890 г. «За усердную службу и особые заслуги»).

 

Не нашли то, что искали? Хотите оригинальный дизайн?
Получите консультацию по Вашим индивидуальным требованиям